В пятницу, 20 сентября, Верховная Рада окончательно приняла несколько спорных законов - №1073 и №1053-1. Их принятие объяснили представители новой власти тем, что необходимо упростить ведение хозяйственной деятельности и вывод из тени бизнеса в рамках "тотальной диджитализации". О нововведения для украинского бизнеса изданию UBR рассказал руководитель практики корпоративного права ЮК «Юскутум» Руслан Редька.

Депутаты приняли в целом законопроект №1053-1 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг». Главным изменением является смена контролера за регистраторами расчетных операций (РРО – кассовыми аппаратами). Если ранее эту работу выполнял НБУ, то сейчас ее будет выполнять Минфин.

В результате таких изменений все расчеты станут открытыми для налоговой службы. Фискалы смогут контролировать движение каждой копейки по банковским счетам предпринимателей и бизнесменов. Теперь эти транзакции не защищены банковской тайной. Налоговая служба получила возможность контролировать бизнес во всех отношениях.

После каждой транзакции продавец товаров или услуг должен выдать фискальный чек. В результате интернет-магазины с возможностью заказать товар наложенным платежом или с помощью онлайн расчета через интернет-банкинг становятся вне закона.

В законе №1053-1 говорится о необходимости ведения ежедневного обязательного учета остатков. Это приведет к тому, что налоговая получит отличный рычаг для наложения штрафов, а бизнес – усложнение ведения хозяйственных операций.

Изменения коснулись не только движения товаров, но и размеров штрафов. В первую очередь снижены размеры штрафов за отсутствие чеков, но одновременно выросло количество штрафов. Также в новом законе депутаты оставили штрафы за несоблюдение требований в работе с контрольными лентами, КУРО, отсутствие программирования товара. Уменьшение штрафов будет проходить во время переходного периода. До 1 октября 2020 года штраф за отсутствие кассового чека будет составлять 10-50% от стоимости товара или услуги, а после этого срока он возрастет до 100-150%.

В результате документ позволяет налоговой службе возобновить прессинг по отношению к бизнесу и проводить громадное количество разнообразных внеплановых проверок. Штрафы будут накладываться за неправильное ведение документов и невыдачу чеков, а для предпринимателей возрастет количество документов, обязательных для ведения учета.

Законопроект №1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» в некоторых положениях дополняет предыдущий документ. В указанном законе вводится такое понятие, как «государственный кэшбек». Для этого покупателю товаров или услуг нужно проверить подлинность чека, который был выдан. Если документ недействителен, то покупатель может пожаловаться на предпринимателя-продавца и получить от предпринимателя часть стоимости такого товара назад. Возврат происходит после того, как налоговая проверила предпринимателя и оштрафовала.

Жалобы от покупателей будут проходить двухуровневую проверку – камеральная проверка налоговыми органами, а затем и фактическая проверка. Продавец должен будет подтвердить факт продажи товаров во время камеральной проверки и доказать законность проведенной операции.

В заявленных целях данных законопроектов является минимизация уклонения бизнеса от уплаты налогов, борьба с теневым оборотом товаров, введение тотального контроля за расчетами за товары и услуги, уменьшение коррупционных рисков во время общения предпринимателей с налоговыми органами и расширение применения фискальных чеков в торговле. Будут ли достигнуты эти цели или законопроекты останутся только очередным шагом к бюрократизации ведения бизнеса покажет время.

Подписывайтесь на наш Twitter

Подписывайтесь на наш Instagram