Константин Красовский, эксперт по контролю над табаком:

4 октября 2019 Верховная Рада приняла законопроект №1049, который законодательно установил торговую маржу для табачных изделий. Она составляет 7% для оптовых торговцев и 13% для розничных торговцев установленной производителем или импортером максимальной розничной цены.

Как сообщают источники в Комитете Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, данная попытка перераспределения финансовых потоков в табачной отрасли могла быть сделана в интересах некоторых оптово-розничных компаний [1].

Ассоциация «Укртютюн» сообщила, что принятие этого законопроекта дополнительно повысит цены на сигареты на 7 гривен за пачку [2]. Давайте проверим их расчеты, но сначала разберемся, что такое «максимальная розничная цена» (МРЦ). В соответствии со статьей 220 Налогового кодекса Украины (НКУ), это цена, которую определяет производитель или импортер (и он также может дважды в месяц менять эту цену в любой сторону) и которая печатается на нижней стороне каждой пачки сигарет. Производители официально информируют государственные органы об установленных МРЦ и эти цены публикуются на сайте ДФС http://sfs.gov.ua/cigars. Хоть эта страница называется «Информация о максимальных розничных ценах производителей и импортеров подакцизных товаров (продукции)», там приводится информация исключительно о сигаретах. Почему именно так, мы поговорим чуть ниже.

Заметим, что указанная «максимальнароздрібна ціна» не является окончательной, поскольку в соответствии со статьей 213.1.9 Налогового кодекса Украины (НКУ) субъекты хозяйствования розничной торговли должны платить дополнительный акциз, который идет не в Государственный, а в местные бюджеты. Статьей 215.3.10 НКУ определено, что размер этого «местного акциза» составляет 5% от их цены, а инструкция ДФС определяет, что этот «местный акциз» должен прилагаться к МРЦ.

В августе 2019 согласно данным Государственной службы статистики средняя розничная цена пачки из 20 сигарет составляла примерно 36 гривен. Учитывая 5% розничный акциз, средняя МРЦ составляет 34,3 гривны. Согласно законопроекту №1049, 20% этой цены должен составлять суммарная торговая маржа, которая сейчас составляет 34,3 * 0,2 = 6,9 гривны. Если, как заявляет «Укртютюн» введение такой маржи повысит цену на 7 гривен, то это означает, что сейчас торговля вообще ничего не получает. Могут заметить, что с 1 января 2020 акциз на табачные изделия возрастает на 20% или до 24,27 гривен за пачку. Сейчас акциз составляет 20,23 гривны, то есть с учетом НДС налог вырастет на 4,7 гривны, а средняя МРЦ с учетом инфляции должна вырасти до 40 гривен за пачку. 20% торговой маржи от 40 гривен - это 8 гривен. Очевидно, что прогноз «Укртютюна» о дополнительном росте цен на 7 гривен благодаря законопроекту №1049 есть очень завышенным. Этим прогнозом производители просто хотят оправдать рост цен на сигареты для увеличения своих доходов.

В последние годы цены на сигареты в Украине растут выше, чем ставка акциза даже с учетом инфляции. Например, с 1 июля 2019 акциз на пачку сигарет вырос с 18,56 гривен до 20,23 гривен. С учетом других налогов цена должна вырасти на 2 гривны. Однако, если взглянуть на декларации о максимальных розничных ценах на сайте ДФС http://sfs.gov.ua/cigars, можно увидеть некоторые производители начиная с мая ежемесячно увеличивали цену большинства своих марок сигарет на 1 гривну, то есть на 6 гривен за 6 месяцев.

Однако вернемся к более общему вопросу:

Зачем вообще введена «максимальная розничная цена»?

Сейчас сигареты являются единственным товаром в Украине, на который введен МРЦ. Государство в соответствии со статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», наказывает тех розничных торговцев, кто продает сигареты по более высоким установленных цены (то есть определенная производителем МРЦ + 5%) и минимальный штраф составляет десять тысяч гривен.

Введение МРЦ было обосновано тем, что согласно статье 221 НКУ исчисления сумм налога с табачных изделий осуществляется одновременно по адвалорными (процент от цены) и специфическими (сумма на единицу продукции) ставкам, а статья 214 НКУ определяет, что в случае исчисления налога с применением адвалорным ставок базой налогообложения стоимость реализованного товара по установленным производителем или импортером МРЦ. Однако пока размер адвалорной налога (12%) определено (статья 215.3.2 НКУ) только к сигаретам. Именно поэтому МРЦ устанавливаются исключительно для сигарет.

Как указано в статье 221 НКУ, при определении налогового обязательства на сигареты сумма акцизного налога, исчисленная одновременно по установленным адвалорной и специфической ставкам акцизного налога, не должна быть меньше установленного минимального акцизного налогового обязательства. Размер минимального акцизного налогового обязательства устанавливает статья 215.3.3 НКУ и теперь он составляет 20,23 гривны. Установленные в пунктах 215.3.1 и 215.3.2 размеры адвалорных и специфических ставок акцизного налога, такие, что на все сигареты с МРЦ менее 42,56 гривен (или ценой 44,69 гривен в розницу) акциз равен минимальному обязательству. По данным Госстата, в августе 2019 средняя розничная цена сигарет премиум-класса составляла 44,44 гривны. Это означает, что минимальное обязательство не распространялось даже на половину самых дорогих сигарет, которые занимают примерно 15% рынка. То есть фактически адвалорный акциз НЕ уплачивался с 93% имеющихся на рынке сигарет. И для самых дорогих сигарет рост суммарного акциза благодаря адвалора было мизерным, например, для сигарет, которые в киоске имеют цену 50 гривен за пачку, акциз на пачку растет только на 0,61 гривну, или на 3%. В общем, существование адвалорной акциза обеспечивает менее 1% общих поступлений государственного бюджета от табачных акцизов.

 Законодательное регулирование торговой маржи, введенное законопроектом №1049, противоречит основным принципам свободного рынка ибо создает определенные преимущества одним компаниям за счет других. Но так же противоречит принципам свободного рынка существования МРЦ. Такие цены позволяют табачным корпорациям искусственно поддерживать спрос на свою смертельную продукцию, заставляют государство тратить ресурсы на контроль МРЦ и уменьшают доходы оптовых и розничных торговцев. Если истинной целью законопроекта №1049 была защита работников торговли, то для этого гораздо лучше полностью отменить МРЦ на сигареты.

Предлагается изменить схему акцизного налогообложения сигарет следующим образом:

  1. Максимальные розничные цены и 12% адвалерный налог на сигареты отменяются.
  2. Специфический налог на сигареты устанавливается на уровне действующего минимального акцизного налогового обязательства (которое должно ежегодно расти на 20% в соответствии с уже принятого законодательства).
  3. Для компенсации потерь обусловленных ликвидацией адвалорной акциза предлагается дополнительно ежегодно с 1 июля каждого года увеличивать ставку специфического акциза на уровень инфляции, как это уже было сделано с 1 июля 2019 года.
  4. На сигареты продолжает распространяться розничный местный акциз, который сейчас уплачивается из других табачных изделий, как процент от фактической цены (так же как НДС).