Украина после распада СССР получила в наследство большое количество крупных предприятий, которые способны вывести нашу страну в лидеры мирового космического рынка. Также за счет производственных мощностей и высококвалифицированных специалистом Украина способна занять нишу в освоении космоса и поучаствовать в международных программах. Однако для этого нужно отказаться от привычной формы управления данной отраслью.

На данный момент государство владеет абсолютной монополией на производство и реализацию всех космических проектов. При этом в частный капитал не имеет доступа в данную сферу. Об этом говорится в материале УНИАН.

Украинские реалии

Сейчас в Днепре располагаются и активно внедряют в жизнь многообещающие проекты такие предприятия, как конструкторское бюро Южное и завод Южмаш. Они проектируют и выпускают ракетоносители для покорения космоса.

Сегодняшний успех этих предприятий достигался еще в советские времена, когда меду США и СССР шла «холодная война» и страны активно вооружались. Тогда в космическую отрасль активно вливались большие средства. После распада страны советов государства с подобными предприятиями начали размышлять, насколько необходимы такие вливания в эту отрасль и что она дает той или иной стране.

В условиях войны для Украины такой вопрос формулируется немного в другом формате: нужно ли сохранять наследие прошлого с достижениями в виде полетов в космос украинцев и использованием тех или иных частей ракет, произведенных в Украине? Может ли отрасль существовать без государственных вливаний?

Ответом на данный вопрос служит компания SpaceX, принадлежащая бизнесмену-инноватору Илону Маску. «Новый космос» основывается на законах рынка и финансируется частным лицом. Привлечение в отрасль частного капитала стало причиной для различных инновационных решений и технологических прорывов. Этот подход отодвинул на второй план сроки и вывел на первый план качество, востребованность на рынке и цену. В результате появилась перспектива космического туризма и освоения соседних планет.

С помощью частного капитала стало возможным запускать в космос электрокар с «астронавтом» за рулем под музыку Дэвида Боуи. Автомобиль Tesla стал еще популярнее.

При этом отрасль может существовать при участии двух источников финансирования. Государство может оплачивать исследования космоса на дальних его рубежах, развивать науку и участвовать в разработке технологий. Частный же капитал может концентрироваться в сферах, которые хорошо изучены и могут сейчас приносить прибыль компаниям и государству.

Дублер первого украинского космонавта Леонида Каденюка Ярослав Пустовой рассказал, что «новый космос» (модель частного финансирования) является достаточно сложной и рискованной сферой. Для этого нужно оценить рынок, изучить спрос, дать ответ на спрос, оценить технически и финансово, а затем найти инвесторов.

Западные страны в этой сфере далеко продвинулись, а Украина делает только первые шаги в освоении «нового космоса».

Неэффективность старой модели

Результаты выполнения государственных космических программ в Украине мягко говоря неудовлетворительны. Также не принят план развития отрасли на следующие пять лет. Планируется, что данная программа может быть утверждена в текущем году. Спасти ситуацию украинским предприятиям помогают международные программы и инвесторы. При этом потенциал украинской космической отрасли достаточно велик и его возможности превышают возможности государства. Чтобы изменить ситуацию и стать полноправным членом международного космического сообщества Украине нужно изменить правила игры в этой сфере.

Эту идею поддерживает директор Южмаша Сергей Войт. Он подтверждает неэффективность государства, как собственника космических предприятий Украины. Страна не способна инвестировать в развитие отрасли и задействовать весь ее потенциал. Подобные заявления говорят о том, что время изменений пришло.

Как изменить ситуацию?

Чтобы украинская космическая отрасль получила новое дыхание необходимо изменить бизнес-модель, которая основана на несоответствующим реалиям законах. Ограничения связаны с тем, что Украина является членом международных соглашений по контролю технологий двойного назначения. Однако этот контроль чрезмерен.

Так в действующем законодательстве говорится, что создание и использование ракет-носителей может осуществлять только государство через свои предприятия. Поэтому украинские предприятия могут только рассчитывать на то, что иностранные компании будут заказывать части двигателей ракет или же другие услуги. Также есть и другие препоны, которые необходимо убрать из законодательства.

При этом частные компании не против и не поддают сомнению, что государство должно контролировать производство, запуск или даже экспорт ракет, что является нормой международных соглашений. При этом госдуарство должно контролировать результат работы таких компаний.

Напомним, портал Акценты сообщал, что в ночь на 18 апреля американский ракетоноситель среднего класса Antares с космическим кораблем Cygnus запустили в космос. На борту корабля находился груз для МКС.

Также Акценты писал, что 22 марта в 03:50 по киевскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане успешно стартовала европейская ракета-носитель легкого класса Vega с украинским двигателем.

Ранее Акценты сообщал, что грандиозный проект Роскосмоса оказался провальным и не принес ожидаемых результатов. Весь мир потешается над очередным пшиком.

Подписывайтесь на наш Twitter

Подписывайтесь на наш Instagram