На Марсе зафиксированы процессы, аналогов которым нет на Земле. К ним относят относительно быстрое перемещение песчаных дюн в условиях разреженной атмосферы.

Как сообщает Science Alert, процессы обнаружили ученые Аризонского университета (США).

Исследователи проследили за изменениями 54 дюнных полей, охватывающих 495 отдельных дюн высотой от 2 до 120 метров. Для этого они проанализировали снимки, сделанные камерой HiRISE на космическом аппарате Mars Reconnaissance Orbiter в течение двух-пяти марсианских лет.

Оказалось, что средняя скорость миграции дюн в форме полумесяца составила всего полметра в год, что примерно в 50 раз медленнее, чем у самых быстрых дюн на Земле. Однако в некоторых местах движение было наиболее быстрым: в Большом Сирте, горной цепи Hellespontus Montes и приполярных песчаных массивах Олимпия и Abalos Undae.

Эти районы характеризуются резкими топографическими границами и температурными градиентами. На Земле на скорость дюн влияют совершенно другие факторы. Например, грунтовые воды у поверхности и растительный покров замедляют движение песка.

Еще одной марсианской особенностью, встречающейся реже, были песчаные равнины с высоким альбедо. Они отражают много солнечного света, нагревают воздух и создают конвекционные потоки, перемещающие песок.

Портал «Акценты» напоминает о том, что космический аппарат InSight, который NASA отправила на поверхность Марса 26-го ноября, передал на Землю «селфи» собственного корпуса.

Тем временем, космическая миссия NASA Juno на Юпитере за пол срока намеченного исследования обнаружила новые виды циклонов на полюсах газового гиганта, сообщали «Акценты»