В первые недели полномасштабного российского вторжения, когда войска РФ надвигались на Киев, ВСУ отчаянно нуждались в оружии, и представители украинского правительства связались с Сергеем Пашинским, бывшим и.о. главы Администрации президента и нардепом, годами отвечавшим за военные расходы. Несмотря на то, что после кампании по борьбе с коррупцией президента Владимира Зеленского, Пашинский оказался в политическом изгнании. Об этом сообщает The New York Times.
В 2019 году Зеленский заявил по телевидению, что если выйти на улицы и спросить людей, считают ли они Пашинского преступником, 100 из 100 гарантированно ответят: да.
В то же время, отмечают авторы публикации, у Пашинского были связи в оружейном бизнесе и, возможно, еще важнее, он знал, как работать под давлением и все бюрократические проволочки. Во время войны это умение оказалось бесценным.
За полтора года до начала войны расследование The New York Times показало, что связанная с Пашинским компания стала крупнейшим частным поставщиком оружия для Украины. Компания закупала и продавала гранаты, артиллерийские снаряды и ракеты через посредников в Европе. В прошлом году у Ukrainian Armored Technology был самый высокий оборот в истории ее существования. Продажи достигли $350 млн, в то время как за год до войны они были на уровне 2,8 млн.
В то же время, в отношении Ukrainian Armored Technology снова инициировали расследование. Изучаются установленные цены и финансовые связи с чиновниками, ответственными за госзакупки, и зарубежными компаниями, сообщили два представителя власти, осведомленные с вопросом. В этом месяце в офисах государственной компании проводились обыски: искали улики против Ukrainian Armored Technology, по словам правительственных источников журналистов.
Распил на миллионы: в Кременчугской громаде готовят масштабную схему
Минус сотни миллионов в бюджете страны: правоохранители расследуют, как нардеп Шаповалов помогал бизнес-партнеру уклоняться от налогов
Наладили лакомую схему: как пилят государственные деньги в Вишневом городском совете
Как главный полицейский Волыни Крошко «крошки» собирал во время войны
Украинские чиновники перестали заносить в черный список обворовавших военных поставщиков, а также отказались от многих правил публичного раскрытия информации, благодаря которой можно установить корыстные интересы.
В ближайшей перспективе такой подход казался оправданным. Украина сдерживала агрессора до международной помощи. Но у Ukrainian Armored Technology есть действующие контракты на десятки миллионов долларов, и в долгосрочной перспективе есть риск того, что такие временные меры укоренятся, и люди вроде Пашинского, обогатятся во время войны и станут влиятельными, как никогда раньше.
В украинском правительстве отдают себе отчет в таком риске. По словам заместителя министра обороны Владимира Гаврилова, по этому поводу иллюзий ни у кого нет.
Журналистское расследование показало, что сеть Пашинского покупает оружие, а затем продает, затем снова покупает и снова продает, согласно информации из секретных контрактов и правительственных документов, полученных журналистами.
С каждым соглашением цены и, следовательно, доходы людей Пашинского растут, а конечному потребителю – украинским военным – товар достается по самой высокой цене.
Представители Запада избегают публичной критики, но в частных беседах говорят, что именно по появлению в Украине таких личностей, как Пашинское, американское и британское правительства сами закупают боеприпасы для Украины, а не просто передают Киеву деньги.
Реакция Пашинского
Пашинский как руководитель промышленной торговой группы, занимающейся оружием, отрицает, что у него есть какой-то финансовый интерес в оружейном бизнесе.
Бывшим и. главы Администрации президента признает, что в отношении него проводят расследование, но объясняет, что это из-за ошибочного представления некоторых правительственных чиновников, которые считают, что продавцы оружия получают прибыль нечестным путем. Он называет себя ответственным гражданином своей страны, который никогда ее не изменял и не предаст.
Что касается прошлых заявлений Зеленского, Пашинский пояснил, что президент допустил ошибку, как обычный человек, который не застрахован от подобного. На бумаге все выглядит корректно, но в Украине документы не всегда отражают реальность, резюмируют авторы.