Продолжается парад предложений от чиновников по революционной «образовательной реформе» воюющей Украине. Еще на днях все обсуждали идеи новой модели финансирования вузов, так называемое поступление на отрасль, возможность обучения контрактников от 3 до 8 лет, ликвидацию заочного образования и запрет Университетам иметь в своей структуре профессиональные колледжи как отделенные структуры…

И вот обнародована главная кадровая идея образовательной реформы от Федорова-Лесного:

- назначенные МОНом Наблюдательные советы, БЕЗ КОЛЛЕКТИВА ВУЗОВ, будут выбирать ректоров и утверждать кандидатуры проректоров и деканов! Владельцы, которые до сегодняшнего дня не работали в вузах, говорят, что такая система действует во всем мире?!

Учитывая стремление украинского народа и руководства нашего Государства как можно быстрее вступить в ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, даю примеры избрания Ректоров в европейских странах:

ГЕРМАНИЯ: избрание ректора проходит через избирательный процесс в университетском сенате. Сенат является главным органом университетского самоуправления и включает в себя представителей профессорско-преподавательского состава, студентов и других участников университетского сообщества.

Популярные статьи сейчас

От мяса и кустарников до строительства объектов. За какие такие "заслуги"?

Сливает ли ПриватБанк данные ТЦК: финучреждение ответило и шокировало пользователей

Блоггеры выложили работу ПВО в Киеве: засветилась жена наркобарыги Инна Воронова и даже Ксения Мишина

"Главное, чтобы не затянуло": Жанна Бадоева на каблуках и в мини-платье показала смелый ракурс

Все новости

ФРАНЦИЯ: ректора избирает Административный совет университета, в котором представлены преподаватели, студенты, административный персонал. Процедуры избрания могут отличаться в вузах, но самое главное, что речь идет о внутреннем процессе, который должен учесть мнение разных групп университетского сообщества.

ИТАЛИЯ. Ректор избирается избирательным органом, состоящий из всех профессоров, доцентов и двух высших рангов преподавателей и преподавателей самого низкого ранга отделов, а также представителей персонала, аспирантов и студентов.

ИСПАНИЯ. Ректор выбирается из числа полных профессоров путем прямых, свободных и тайных выборов всех членов университета, включая студентов, исследователей и служащих. Количество студентов обычно не превышает 20 процентов от общего количества. В некоторых университетах ректор избирается своеобразным избирательным парламентом, в котором должны были быть представлены все группы университетского сообщества.

Чехия. Ректор предлагается Академическим Сенатом университета и назначается Президентом Чешской Республики. Кандидатура ректора должна быть согласована большинством всех сенаторов путем тайного голосования.

НОРВЕГИЯ (хотя и не является членом ЕС, но является участником большинства образовательных и научных проектов Европейского Союза)

Ректор является демократически избранным руководителем университета, который выбирают все профессора, академические работники, студенты и работники вуза.

Думаю здесь достаточно примеров, чтобы сделать вывод:

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ предусматривает обязательность ИЗБРАНИЯ РЕКТОРА именно КОЛЛЕКТИВОМ или избранными коллективом представителями университетского сообщества.

Действительно есть проклады североамериканской традиции назначения ректоров Наблюдательными советами в Университетах, которые в основном финансируются частным бизнесом и меценатами.

Но еще раз замечу, что Украина исторически находится в Европейском пространстве высшего образования, а с 2005 года мы стали участниками Болонского процесса и обязались привести национальную систему образования к европейским стандартам и ценностям (напомню, что именно в период моего вице-премьерства 19 мая 2005 министр образования Станислав Николаенко подписал Болонскую декларацию от имени Украины).

А теперь самое интересное. Большинство идей так называемой образовательной реформы от нынешних чиновников (коммерциализация, а впоследствии корпоратизация и приватизация Университетов, ограничение автономии вузов и студенческого самоуправления, уменьшение государственного заказа и стипендий студентов…) это все из печально известного проекта Закона «О высшем образовании» Азарова-Та -Луцкого… с 2010 года? Напомню также, что это привело к студенческим стачкам под лозунгами:

«В загребующие руки МОН универ не отдадим», «Свобода, равенство, студенческая солидарность», «Азаров в кабмине – образование в руине» и т.д. Украины «О высшем образовании», гарантировавшем:

- академическую, финансовую и хозяйственную автономию вузов;

- сильное студенческое самоуправление;

- обязательность избрания ректоров, деканов, заведующих кафедрами, но не более чем на два срока;

- стипендии на уровне прожиточного минимума;

- гарантированное целевое финансирование научных разработок…

Поэтому я и спрашивает здесь наших чиновников:

каких образовательных реформ вам еще не хватает, особенно в условиях ВОЙНЫ?

Может ли все гораздо проще и прагматичнее – нужно через назначение МОН пристроить «одноразовых депутатов» на должности ректоров, которые и сделают свое черное дело – корпоратизируют, а затем приватизируют украинские Университеты?!

Николай Томенко, Председатель Наблюдательного Совета НУБИП, соавтор ряда Законов о социальных гарантиях учителей, автономия вузов, расширение полномочий студенческого самоуправления…