Сейчас идет второй этап реформы, который предполагает адаптацию практики рассмотрения дел и разрешения споров. Это позволяет Антимонопольному Комитету Украины в своих решениях использовать прогрессивные европейские инструменты и осуществлять эффективное регулирование.

Это также важно для привлечения масштабных иностранных инвестиций в Украину, особенно в контексте будущего восстановления. Ведь иностранные инвесторы хотят ясных и прозрачных правил работы.

Как в Европейском Союзе?

В ЕС функцию регулирования в сфере конкуренции выполняют национальные учреждения каждой страны-члена (аналоги нашего АМКУ для каждой страны), а также Европейская комиссия как регулятор ЕС.

Популярные статьи сейчас

Карьеры – «под ключ»: как Опимах из Госгеонадра помогает Шапрану присваивать подсанкционные месторождения

София Ротару показала себя впервые за долгое время: платочек и без волос

К Александру Эллерту на свидание? Ксения Мишина разделась догола и побрила свою ...

"Могу себе позволить": бесстыжая MARUV прикрыла "дыньки" одними ниточками – каждая складочка как на ладони

Все новости

Все регуляторы руководствуются одинаковыми нормами и достаточно широкими полномочиями. Среди их традиционных инструментов – рассмотрение заявлений и дел, предоставление разрешений, запретов и выводов, а также принятие решений и приказов. Кроме того, все чаще используются инновационные, в частности, ремедис.

Ремедис – это обязательства или ограничения, которые стороны берут на себя добровольно или которые налагаются антимонопольным органом, чтобы устранить риски в сфере конкуренции. Часто ремедис заменяют меры по принуждению или санкции регулятора.

При использовании этого инструмента антимонопольные органы внимательно изучают особенности каждого рынка и отрасли и выбирают конкретные адаптированные ремедисы под каждое соглашение.

Согласно Arthur Cox, ведущей европейской юридической фирме, широко известной экспертизой в области конкурентного права, – ключевым для оценки адекватности предложенных ремедис является то, достаточно ли их реализация эффективна для преодоления потенциальных рисков конкуренции, вследствие сделки. Кроме того, важно оценивать эту эффективность на основе конкретных фактов каждого дела. Европейская практика показывает, что ремедис подходят для устранения ограничений конкуренции и, следовательно, могут быть достаточными для минимизации потенциальных рисков.

Украинский опыт

Постепенная гармонизация конкурентного законодательства Украины и ЕС способствует внедрению АМКУ прогрессивных европейских практик регулирования рыночного поведения, в частности, ремедис.

По аналогии с европейскими коллегами АМКУ проводит оценку каждого конкретного случая и выбирает меры, способствующие возобновлению справедливой конкуренции. При этом учитывается специфика на рынке и потенциальные риски. Основное внимание обычно уделяется применению тех ремедис, которые наиболее эффективны для решения вероятных проблем.

Примером использования ремедис является соглашение о приобретении ООО "Радеховский сахар" активов ПАО "Гнидовский сахарный завод". Здесь регулятор нашел риск негативного влияния на конкуренцию на всем региональном рынке. Ремедис включал: не устанавливать различные условия для эквивалентных сделок, обеспечить доступ к услугам по переработке, покрыть расходы на транспортировку на расстоянии до 132 км, предложить долгосрочные контракты на переработку и гарантировать минимальный объем сахара от обработанной свеклы для поставщиков сахарной свеклы в определенной зоне.

Еще один пример – соглашение по приобретению двух цементных заводов международной CRH у итальянской Buzzi . В этом случае АМКУ учел потенциальное влияние на общую структуру рынка и функционирование его участников и выбрал наиболее оптимальный ремедис. В частности: не ограничивать объемы продаж продукции клиентам, не связанным с CRH, передать долю 25-28% уставного капитала третьей стороне с правом вето, поддерживать производственные мощности; а также в отдельности обеспечить полную независимость управления на заводах. Теперь, после публично обнародования ремедис, она находится на финальном этапе рассмотрения АМКУ и ожидает окончательного решения.

Приближение украинского антимонопольного законодательства к европейскому вместе с применением лучших практик ЕС в сфере регулирования конкуренции делает Украину более открытой для инвестиций и повышает интерес крупных иностранных инвесторов. Что очень важно в контексте предстоящего восстановления.

Согласно предварительным оценкам украинского правительства в ближайшие 10 лет Украина потребует от 10 до 30 млрд долларов ежегодных инвестиций для восстановления экономики. Только в 2024 году потребность промышленности и коммерции в инвестициях составляет 4,2 млрд.