В.и.о. Главы Государственной экологической инспекции Украины Игорь Зубович дал интервью порталу Офис устойчивых решений.

Война изменила все: и приоритеты, и правила. Украинский бизнес выживает, приспосабливается, борется за рынки и людей. В этих условиях экологическая ответственность иногда рассматривается как нечто отложенное «на потом». Но сейчас она становится тестом на зрелость, фактором доверия для инвесторов, партнеров и государства.

Постановление КМУ № 303, которое с марта 2022 года заморозило плановые проверки, за два года претерпело более 15 изменений. Правила государственного надзора буквально пишутся на ходу. А в 2024-м и начале 2025 года принесли новые сигналы:

      • обновлены критерии риска
      • утвержден план проверок на 2025 год
      • появился проект обновленной унифицированной формы акта проверки

Что все это значит для компаний? Как меняется система экологического контроля? И действительно, стоит ли готовиться к ее полноценному возвращению? Мы задали эти вопросы напрямую т.к. и. о. Главы Государственной экологической инспекции Украины Игорю Зубовичу.

❓ В бизнес-среде появление проекта обновленной унифицированной формы акта проверки воспринимается как сигнал: государство готовится к системному возвращению экологического контроля. Это действительно так? Речь идет только о техническом совершенствовании документа?

Популярные статьи сейчас

ТЦК получит данные автоматически: какую революцию готовят в мобилизации

Мунтян и Калиниченко под прицелом расследователей: от "подарочных" авто до зерновых схем – все тайны семьи

Олег Мищенко и Владислав Дрегер хотят стать монополистами в сфере пассажирских перевозок, "отжимая" автопредприятия

Дарницкий военком Руслан Тригуб, который пьяным лазил и позорился, продолжает возглавлять ТЦК

Все новости

Принятие проекта приказа Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины «О внесении изменений в унифицированную форму акта, составленного по результатам проведения планового (внепланового) мероприятия государственного надзора (контроля) по соблюдению субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и воспроизводства экологической инспекции и ее территориальных и межрегиональных органов при осуществлении плановых и внеплановых мер государственного надзора (контроля) в указанной сфере.

В частности, внесение изменений в унифицированную форму акта необходимо для реализации полномочий Госэкоинспекции в сфере государственного надзора (контроля) в соответствии с требованиями новых законов Украины, а именно:

      • «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов» ;
      • «О регулировании хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами»;
      • «Об управлении отходами»;
      • «О водоотводе и очистке сточных вод»;
      • "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией",
        а также других подзаконных нормативно-правовых актов.

Таким образом, Государственная экологическая инспекция осуществляет приведение нормативно-правовых актов, применяемых при мерах государственного надзора (контроля), в соответствие с действующим законодательством.

❓ Есть обновленные критерии риска, утвержден план проверок на 2025 год и, похоже, постепенное восстановление полномочий. Стоит ли предприятиям уже сегодня готовиться к полноценному возвращению экологического контроля?

25 октября 2024 года Кабинет Министров Украины утвердил постановление № 1211 , которым внесены изменения в Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природ. Эти критерии утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 6 марта 2019 г. № 182.

Документ разработан, в частности, для выполнения положений евроинтеграционных рамочных законов Украины - "Об обеспечении химической безопасности и управления химической продукцией" и "Об управлении отходами" - является важным инструментом планирования мероприятий государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования.

Утвержденные изменения в постановление предполагают внедрение четких механизмов:

    • определение степени риска от производства хозяйственной деятельности;
    • установление периодичности проведения плановых проверок в областях:
      • обеспечение химической безопасности и управление химической продукцией;
      • предотвращение образования и управления отходами;
      • мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
      • обращение с генетически модифицированными организмами, пестицидами и агрохимикатами;
      • обращения озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов.

Введение риск-ориентированного подхода к проверкам в сфере охраны окружающей среды будет способствовать совершенствованию системы государственного надзора (контроля), повышению объективности, прозрачности и беспристрастности проведения контрольных мероприятий, а также обеспечит их эффективность и прогнозируемость.

Такие изменения позволят оптимально перераспределить ресурсы органов государственного надзора (контроля), сосредоточив внимание на субъектах хозяйствования с повышенным уровнем риска.

❓ Хотя действие постановления Кабинета Министров Украины № 303 формально продолжается, его уже более 15 раз меняли. Недавно Госгеонадра анонсировала обновление 303-го постановления, предусмотрев возможность проверок недропользователей. А какие полномочия Госэкоинспекция реально может реализовать сегодня?

Отсутствие должного государственного надзора (контроля) приводит к систематическим нарушениям экологических норм и требований природоохранного законодательства.

Протокольным решением совещания по вопросам актуальных угроз водной безопасности Украины и путей их преодоления в особый период, состоявшейся 17 апреля 2025 года под председательством Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Литвиненко, Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, Министерству развития общин и территорий Украины, а также Государственной экологической Украины относительно внесения изменений в постановление КМУ №303 . В частности, речь идет об ограничении действия пунктов 1 и 2 этого постановления о плановых и внеплановых мерах государственного надзора (контроля) в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства предприятиями централизованного водоснабжения и водоотведения.

Учитывая сложную ситуацию, существует реальная возможность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на территориях, где не ведутся боевые действия. Следуя принципу пропорциональности, целесообразно восстановить природоохранные проверки именно в этих безопасных регионах. Такой подход позволит сохранить баланс интересов: с одной стороны — соблюдать режим военного положения в зонах активных боевых действий, а с другой — обеспечить надлежащий уровень экологической безопасности и эффективный контроль природоохраны в регионах, где это возможно осуществлять без угроз для участников проверок и гражданского населения.

Ужесточение ответственности субъектов хозяйствования за вред, причиненный окружающей среде, приобретает стратегическое значение в контексте восстановления страны и гармонизации с европейскими практиками охраны окружающей среды.

Учитывая вышесказанное, с целью проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на территориях Украины, где не ведутся боевые действия, с учетом особенностей правового режима военного положения и соблюдения всех требований безопасности, Государственная экологическая инспекция разработала проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины 02 Соответствующее письмо от 14 мая 2025 г. № 2301/5/4-25 направлено в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для согласования Министром.

Необходимость возобновления проверок также поддержана Председателем Комитета Верховной Рады Украины по экологической политике и природопользованию Олегом Бондаренко.

На сегодняшний день проект постановления подписан Министром защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Русланом Гринчуком и направлен на согласование в заинтересованные органы государственной власти в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденным постановлением КМУ от 18 июля 2007 года № 950 .

❓Постановление Кабинета Министров Украины № 303 допускает внеплановые проверки в случае угрозы для жизни, здоровья людей или окружающей среды. Кто же принимает решение, что такая угроза действительно существует? Каков алгоритм таких действий?

Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Украины № 303 прекращено проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) на период действия военного положения, введенного Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64 «О введении военного положения в Украине» .

В то же время, согласно пункту 2 этого же постановления, в случае наличия угроз , негативно влияющих на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, окружающую среду или государственную безопасность, а также для выполнения международных обязательств Украины, в ходе действия военного положения разрешено проведение внеплановых мер государственного надзора (контроля) на основании решений центральных органов исполнительной власти .

Статьей 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон о контроле) определены основания для проведения внеплановых проверок.

Решение о проведении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) из материалов, представленных Государственной экологической инспекцией, принимается Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Территориальные и межрегиональные органы Госэкоинспекции, руководствуясь статьей 6 Закона о контроле и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Госэкоинспекцией, готовят пакет документов с обоснованием негативного влияния на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека и окружающую среду. В дальнейшем эти материалы обрабатываются центральным аппаратом Госэкоинспекции и направляются в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для принятия решения.

На основании принятого решения Министерства о проведении проверки предприятия, Госэкоинспекция предоставляет соответствующее поручение территориальному или межрегиональному органу для осуществления такой проверки.

❓Ресурс «ЭкоУгроза» декларируется как инструмент быстрого реагирования на экологические инциденты. Действительно ли сообщения через эту систему становятся основанием для внеплановых мер контроля?

«ЭкоУгроза» — это официальный вебресурс и мобильное приложение Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, которое позволяет каждому пользователю получить информацию о состоянии воздуха, воды, почвы и других показателях окружающей среды.

В первую очередь, «ЭкоУгроза» предназначена для фиксации фактов причинения вреда окружающей среде вследствие чрезвычайных ситуаций, событий, а также вооруженной агрессии Российской Федерации.

С целью активного и практического использования приложения гражданами государственные инспекторы по охране окружающей природной среды проводят разъяснительную и методическую работу во время пребывания на территории территориальных общин.

По состоянию на 1 июня 2025 года , с момента запуска электронного ресурса Минсреды «ЭкоУгроза» , в Государственную экологическую инспекцию поступило 4 211 обращений , из которых:

      • 3 466 передано на проработку в территориальные органы;
      • 745 обращений отклонены (по причине: неавторизованный пользователь, несоответствие требованиям Закона Украины «Об обращениях граждан», отсутствие сути поднятого вопроса, дублирование обращений, расхождение геолокации с описательной частью и т.п.).

Состояние обработки электронных обращений относительно фактов причинения вреда окружающей среде, переданных территориальным органам Госэкоинспекции:

      • издано приказов - 2 813 ;
      • проведены осмотры (обследование) и составлены акты - 2 718 ;
      • направлены материалы на внеплановые мероприятия - 205 ;
      • верифицирован (подтвержден факт причинения вреда) - 616 ;
      • рассчитаны убытки - 30 млрд 298 млн 085 тыс. грн , из них:
        • 28 млрд 841 млн 458 тыс. грн — ущерб, нанесенный в результате вооруженной агрессии РФ.

Не верифицировано — 2 593 обращения , из которых:

      • не подтвержден факт причинения вреда - 1463 ;
      • открыто уголовные производства - 66 ;
      • приняты меры по ликвидации последствий - 121 ;
      • направлены письма в органы местного самоуправления и предприятия по ликвидации последствий — 251 .

Важно ❗️ Внеплановые меры государственного надзора (контроля) в отношении субъектов хозяйствования осуществляются исключительно в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Подача сообщения через приложение «ЭкоУгроза» не является основанием для автоматического проведения проверки предприятия, составления унифицированной формы акта или применения мер реагирования со стороны Госэкоинспекции.

❓Насколько активно сегодня проводятся внеплановые проверки?

В 2024 году Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины принято 267 приказов о проведении проверок. С начала 2025 года принято еще 57 таких приказов .

Чаще всего граждане и общественные организации сообщают о фактах:

      • загрязнение атмосферного воздуха, грунтов и водных объектов;
      • незаконной вырубки лесов;
      • уничтожение зеленых насаждений;
      • нарушение режима на объектах и ​​территориях природно-заповедного фонда.

Эти нарушения, как правило, наносят значительный вред окружающей среде, нарушают экологическую безопасность и наносят существенный ущерб государству. Они нуждаются в ответном реагировании со стороны Государственной экологической инспекции.

Отдельно следует отметить, что Госэкоинспекция активно сотрудничает с правоохранительными органами. Ее должностные лица привлекаются как специалисты в рамках уголовных производств по фактам экологических правонарушений.

В целях предотвращения уничтожения, незаконного добычи и реализации объектов растительного и животного мира Госэкоинспекцией ежегодно проводятся следующие природоохранные акции и операции:

      • «Новогодняя елка»,
      • «Первоцвет»,
      • «Нерест»,
      • Сезон тишины,
      • Сезон охоты.

❓До полномасштабного вторжения обсуждалась основательная реформа системы эконадзора, в частности разграничения функций контроля и проверки, новый закон вне ЗУ № 877. Сохранилась ли эта инициатива, и если да – каковы ее ключевые приоритеты сегодня?

Сегодня масштабные разрушения, связанные с войной, вызывают значительную угрозу безопасности окружающей среды и приводят к сокрушительному влиянию на нее.

Одним из приоритетов безопасности государства является эффективная система экологического контроля . Главной целью реформирования Госэкоинспекции является предотвращение загрязнения окружающей среды, а также установление ответственности за ее восстановление.

Государственной экологической инспекцией Украины совместно с Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины разработан проект Стратегии реформирования государственного экологического контроля . Согласно которой украинская система экологического контроля должна перестроиться по европейскому образцу.

Проект стратегии устанавливает следующие цели:

      • Ориентированность системы государственного экологического контроля на предупреждение ухудшения состояния окружающей природной среды;
      • Создание системы пропорциональной и неотвратимой ответственности за вред, причиненный окружающей среде и алгоритму устранения последствий причиненного вреда;
      • Высокая институциональная способность и добродетель органов государственного экологического контроля;
      • Преодоление последствий вооруженной агрессии российской федерации для окружающей природной среды, восстановление экосистем Украины во время войны и в послевоенный период, обеспечение возмещения вреда, нанесенного окружающей среде и восстановление утраченных экосистемных услуг.

❓Как Вы оцениваете уровень экологической ответственности украинского бизнеса сегодня? Видите ли реальные сдвиги – и какие примеры предприятий можно приводить как образцовые?

Нарушение требований природоохранного законодательства и несоблюдение экологической безопасности субъектами хозяйствования могут привести к серьезным негативным последствиям — как для окружающей среды (иногда и необратимых), в которой мы все живем, так и для здоровья человека.

Бизнес должен вводить меры, направленные на минимизацию собственного влияния на окружающую среду. В частности, речь идет об эффективном ежедневном внутреннем контроле со стороны предприятия.

Именно отлаженное внутреннее экологическое планирование, управление, контроль, системность и комплексность подходов дают основания говорить о сознательной экологической политике и ответственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Достигать таких целей можно разными способами, в частности путем внедрения экологически безопасных технологий, способствующих:

      • сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
      • уменьшению сбросов в водные объекты;
      • снижению объемов образования отходов;
      • обеспечению качественной и надлежащей их переработки и т.д.

Мы должны осознавать, что именно те хозяйствующие субъекты, которые заботятся об окружающей среде, вносят реальный вклад в его сохранение, рационально используют природные ресурсы, активно сотрудничают с местными общинами, повышают собственную репутацию, внедряют современные решения и эффективно реагируют на экологические вызовы — именно за ними будущее украинского.

В Украине уже существует немало экологически ориентированных предприятий, и, несмотря на войну, мы наблюдаем устойчивую тенденцию к росту их количества.

❓ Многие предприятия работают в чрезвычайных условиях: разрушение, релокация, нехватка специалистов. Готова ли Госэкоинспекция адаптировать свои подходы к контролю, учитывая реалии времени?

Государственная экологическая инспекция также испытала последствия, вызванные войной — разрушение административных зданий, нехватка специалистов, участие многих сотрудников в боевых действиях. К сожалению, некоторые из них погибли.

Следует отметить, что война приводит не только к критическому влиянию на окружающую природную среду (масштабные пожары, взрывы, загрязнение атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, уничтожение объектов флоры и фауны), но и существенно влияет на производственную деятельность бизнеса — в частности, через частичное или полное разрушение промышленных предприятий.

Мы осознаем, что предприятия, продолжающие производственную деятельность, сегодня работают в сверхсложных условиях и ежедневно сталкиваются с вызовами, связанными с войной.

Со своей стороны государство приняло ряд мер по облегчению ведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения. Например, постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2022 г. № 314 «Некоторые вопросы обеспечения производства хозяйственной деятельности в условиях военного положения» установлено, что в этот период субъекты хозяйствования могут приобретать право на осуществление деятельности путем подачи декларации , без необходимости получения документов разрешительного характера.

В то же время хотим отметить: предприятия, которые обеспечивали экологическую безопасность до войны, как правило, продолжают соблюдать соответствующую политику и в период военного положения. Ведь они осознают масштаб потенциального вреда окружающей среде и ее необратимые последствия для здоровья людей и окружающей среды.

Государственный экологический контроль является одним из ключевых механизмов защиты окружающей природной среды. Экологическая безопасность – это составляющая национальной безопасности страны. Поэтому Госэкоинспекция отмечает и призывает субъектов хозяйствования даже в сверхсложных условиях войны соблюдать требования экологической безопасности и природоохранного законодательства.