Об этом пишет блогер Марьян Ощановский в своей колонке на Цензор.нет.

Премьер-министр Денис Шмигаль решил в очередной раз прибегнуть к лоббированию интересов самого богатого предпринимателя Украины Рината Ахметова. В конце недели правительство приняло решение о расширении программы льготного кредитования, известного как программа "5-7-9". Теперь кредиты по сниженной ставке на средства налогоплательщиков смогут брать тепловые электростанции и тепловые электроцентрали. Две трети мощностей по производству электроэнергии на ТЭС обеспечивают принадлежащие Ахметову станции ДТЭК Энерго.

Кризисные деньги

Программа "5-7-9" изначально была рассчитана на поддержку микро, малого и среднего бизнеса с оборотом до 20 млн. евро в год (приблизительно 800 млн. грн.). Ее суть состоит в том, что получатели льготного кредита уплачивают всего 5%-7%-9% годовых (в зависимости от размеров и целей), а разницу между этой ставкой и рыночной стоимостью денег банка покрывает правительство на средства налогоплательщиков. Впоследствии программу расширили в поддержку борьбы с covid-19, помощь агрокомпаниям, а с началом полномасштабного вторжения добавили и "антивенные" меры - кредиты на пополнение оборотных средств под 0% годовых на время действия военного положения. При этом перед началом великой войны крупные банки просили Нацбанк и Минфин свернуть проект: средства налогоплательщиков преимущественно тратились на "оборотку" для вполне стабильных предприятий,

Впрочем, после начала вторжения России программа оказала определенное стабилизационное влияние. С начала действия военного положения, по данным Минфина, уже было выдано 106 млрд грн. льготных ссуд, из которых 56 млрд. грн., то есть более половины - это как раз "антивоенные" оборотные средства. Действительно ли это были предприятия на грани банкротства, или просто крупный капитал воспользовался моментом для уменьшения своих расходов - вопрос открыт.

В марте в Минэкономики заявили, что будут искать пути расширения программы на другие "стратегические" отрасли. Фактически из антикризисной меры по стимулированию мелкого предпринимательства льготные кредиты на средства налогоплательщиков (а после начала вторжения - международных доноров) превращаются в рассеянную поддержку всей экономики без всяких разумных ограничений.

Популярные статьи сейчас

Карьеры – «под ключ»: как Опимах из Госгеонадра помогает Шапрану присваивать подсанкционные месторождения

БФ «Надежда» и Валерий Дубиль передали для ГУР военное оборудование и РЭБы

Любовница Зеленского и Коломойского: пропагандисты "раскрыли" секрет успеха Тины Кароль

"Превращаешься в Ларису Долину": Тина Кароль в лифчике показала обвисшие до пупка "сливы"

Все новости

По словам Шмыгаля, на этот раз программу расширяют, чтобы ТЭЦ и ТЭС могли восстановить поврежденное из-за боевых действий оборудование.

Согласно сообщениям ДТЭК, с сентября 2022 года, когда начались первые атаки на энергетику, и к началу мая их энергетические объекты были обстреляны 32 раза. Структуры ДТЭК контролируют три крупнейших ТЭС на западе Украины – Бурштынскую, Добротворскую и Ладыжинскую (входят в состав ДТЭК Западэнерго), которые обеспечивают до 90% электроэнергии для западных областей. До назначения премьер-министром, а до этого председателем Ивано-Франковской ОГА и вице-премьером по региональному развитию Денис Шмигаль работал директором именно на Бурштынской ТЭС. Кроме того, ДТЭК также принадлежат Криворожская, Запорожская, Приднепровская и Кураховская ТЭС. Луганская ТЭС в Счастье сейчас оккупирована.

По подсчетам Киевской школы экономики, по состоянию на февраль 2023 года прямые убытки ТЭС и ТЭЦ составили около $2,6 млрд. При этом, по данным ДТЭК, убытки на их станциях по состоянию на конец марта составили 6 млрд грн. (около $160 млн.), это всего 6% от всех убытков в этом секторе.

Решение правительства Шмыгаля о расширении программы на предприятия ДТЭК – очень сомнительное с финансовой точки зрения. Многолетняя монополия на многих рынках годами позволяла бизнесам Ахметова генерировать сверхприбыли. Чего только стоит финрезультат Метинвеста по итогам 2021 года - $4,7 млрд. чистой прибыли. О схеме Роттердам-плюс и сверхприбылях от нее для энергетического подразделения не приходится. Есть ли смысл с такими финпоказателями залезать в карман налогоплательщикам? Да еще и из-за льготных кредитов, предназначенных для реально выживающего небольшого бизнеса.

ДТЭК Западэнерго, контролирующее три ТЭС на западе Украины, входит в топ-30 крупнейших компаний по доходам за 2022 год с оборотом в 36,7 млрд грн. При этом она получила 1,4 млрд. грн. чистой прибыли. Также "неплохо" закончили год другие компании Ахметова: "Нефтегаздобыча" с 18,9 млрд грн. чистой прибыли (!) стало вообще самой прибыльной компанией Украины за 2022 год, на 5 месте - торговец электроэнергией Д.Трейдинг (6,2 млрд грн. чистой прибыли), 1,6 млрд грн заработало ДТЭК Донецкие электросети.

Очевидно, что с этими финпоказателями энергетический бизнес Ахметова не самый бедный в Украине. Так что восстановление поврежденной инфраструктуры, пусть и критической, на средства налогоплательщиков и международных доноров выглядит в таких условиях явно неуместным решением. Впрочем, полностью вписывается в парадигму системного лоббирования Шмыгалем интересов олигарха.

"Бесполезная" помощь

С самого назначения бывшего топ-менеджера ДТЭК обвиняют в лоббировании интересов самого богатого человека в стране. Основные отрасли, где журналисты и эксперты видели след такого "сотрудничества" - энергетика, металлургия, железнодорожные перевозки, а также кадровые назначения (министр энергетики Ольга Буславец, и.о. директора АО "Оператор рынка" Роман Сутченко, советник премьера Игорь Маслов - все работали до этого в ДТЭК).

Среди откровенно лоббистских решений в энергетике – повышение "зеленого" тарифа для объектов возобновляемой энергетики, где компании Ахметова являются ключевыми бенефициарами. По словам экс-министра Алексея Оржеля, руководство отраслью прекрасно понимало, что это не сбалансирует дорогостоящую зеленую энергию и в дальнейшем на рынке продолжали формироваться долги. В дальнейшем правительство рассчитывалось с Ахметовым за кредитные средства международных партнеров.

Также правительство Шмыгаля согласилось на предложение ДТЭК вернуть государству шахты Добропольеуголь, которые энергокомпания взяла в аренду в 2010 году на 49 лет. Вместо прозрачного аудита правительство решило само заплатить Ахметову компенсацию из госбюджета более 400 млн грн за якобы вложенные в шахты инвестиции. По словам Оржеля, из шахт просто "достали" весь ресурс (сырье и оборудование).

Кроме того, Шмигаль провел решение о введении пошлин на импорт угля из РФ в размере 65% в апреле 2020 года, что позволило Ахметову продавать больше своего угля на рынке. Примечательно, что пошлины не распространялись на угли антрацитовых марок, которые ДТЭК импортировал из своего шахтоуправления "Обуховское" в Ростовской области РФ на Луганскую ТЭС.

Во время пребывания в должности министра Ольги Буславец происходило лоббирование уменьшения доли атомной энергии в балансе и увеличения выработки ТЭС. После того, как не сработала пошлина на уголь (потому что из-за низкой цены на газ ряд ТЭЦ и ТЭС начали переходить на голубое топливо), правительство поручило Укрэнерго отдавать предпочтение при диспетчеризации именно станциям на угле (то есть стимулировать спрос на продукцию шахт Ахметова).

Последний крупный скандал вокруг лоббирования Шмыгалем интересов Ахметова касается схемы перепродажи электроэнергии в Евросоюз через Молдову (ибо из-за отсутствия соответствующих решений правительства прямой экспорт в Румынию и Словакию невозможен). Фактическую продажу в Румынии конечным потребителям осуществляет европейский трейдер Ахметова – DTEK INTERNATIONAL. Из-за блокирования прямого экспорта и "молдавской схемы" Украина недополучала 20 млн евро валютной выручки ежедневно (!).

Кроме энергетики, Шмыгаля также подозревали в лоббировании интересов Ахметова на Укрзализныце, где долгое время руководителем был удобен для Метинвеста Владимир Жмак. Он подписал долгосрочные контракты на обеспечение вагонами Метинвеста по ценам в 4-5 раз ниже рыночных, по которым, имея сверхприбыли на руде, компания Ахметова возила свои грузы почти два года фактически на средства Укрзализныци. При этом не поставлять законтрактованные вагоны было невозможно из-за высоких штрафных санкций. Почему Шмигаль закрывал на это глаза – вопрос риторический.

***

Еще в начале своей карьеры в должности премьер-министра Денис Шмигаль пытался как-то отрицать связи с самым богатым человеком в стране. Однако впоследствии лоббирование ее интересов стало настолько очевидным и понятным как для бизнеса, так и для политикума, что попытки откреститься от олигарха никто даже не предпринимал. Инициатива по расширению льготного кредитования на предприятия Ахметова на средства налогоплательщиков лишь демонстрирует, что тренд отстаивания потребностей и пожеланий предпринимателя главой правительства никуда не делся, и, несмотря на войну, - только прогрессирует.