Успешный бизнесмен, олигарх с «региональным» прошлым Виктора Януковича, стартапер и владелец престижных компаний – сегодня Виталий Хомутынник пытается скрыться в тени и переждать войну в Украине в более безопасных местах на Лазурном побережье.
Это в 2020 году украинцам сообщали, что игровой стартап Виталия Хомутынника Playco стал «единорогом». Стартап по производству мобильных игр Playco привлек $100 млн по итогам раунда финансирования и стал «единорогом». Одним из его инвесторов является Cascade Investment Fund, владелец которого – бизнесмен Виталий Хомутынник.
Любопытно, что главным инвестором Playco выступает большой американский венчурный фонд Sequoia Capital. Среди других финансирователей стартапа такие иностранные фонды, как – Sozo Ventures, Raymond Tonsing's Caffeinated Capital, Keisuke Honda's KSK Angel Fund, Taizo Son's Mistletoe Singapore, Digital Garage, Will Smith's Dreamers, Makers Fund.
Но вряд ли уважаемые зарубежные инвесторы знают, как прокладывал путь к успеху простой парень из Макеевки и на что был готов будущий олигарх и уважаемый владелец стартапов.
Тернистый путь через чужой карман
Историю Виталия Хомутынника приводит портал Антикор, пересказывая, откуда берет свое начало путь олигарза. А начался он в хаотические 90-е годы в Макеевке, где молодежь, ища досуга, объединялась в молодежные группировки. Эти группы часто собирались в гаражах, недостроях и дискотеках. В каждой из этих групп был "ангелочек" – парень с детским лицом, который вечером просил сигарету у незнакомцев.
Распил на миллионы: в Кременчугской громаде готовят масштабную схему
Минус сотни миллионов в бюджете страны: правоохранители расследуют, как нардеп Шаповалов помогал бизнес-партнеру уклоняться от налогов
Ситуация с системами оповещения до сих пор неудовлетворительна: кто понесет ответственность
К Александру Эллерту на свидание? Ксения Мишина разделась догола и побрила свою ...
Его отказ или небольшой толкатель становились поводом для появления "старших товарищей", которые требовали объяснения за оскорбление и отбирали ценности в качестве компенсации за моральный ущерб. В такой банде "ангелком" был Виктор Хомутынник, выгодно используя свой неприметный вид и практический ум.
Юрий Владимирович Хомутынник, отец Виталия, работал руководителем среднего звена на местном заводе "Рембыттехника". Это предприятие занималось не только ремонтом бытовой техники, но и незаконно производило и ремонтировало ювелирные изделия. Между всеми областными "Рембыттехниками" была налажена крепкая связка, о которой хорошо знала милиция.
Правоохранители также были в курсе, что через заводы происходила переработка и продажа украденных драгоценностей. Зная это, они не вмешивались в дела предприятия, поскольку те, кто имел с ним дело, вели достаточно богатую жизнь. Семья Хомутынников сначала жила в частном доме, а затем переехала в новостройку в престижном районе города. После завершения 9 классов Виталий покинул школу, как уже говорилось, из-за проблем с законом. Отец "отмазал" будущего народного избранника от уголовного наказания за нанесение (в составе группы лиц) телесных повреждений разной степени тяжести несовершеннолетнему Виталию, используя свои связи и деньги.
Благодаря этому, Виталий избежал судимости, что впоследствии не стало препятствием для его политической карьеры. В отличие от многих его друзей, которые в конечном итоге оказались за решеткой, Виталий устроился в ДП "Специализированное управление рекультивации и механизмами строительства". Как утверждает сам Виталий, именно в этот период он зарабатывал на жизнь, работая челноком и торгуя турецким ширпотребом.
Переломное знакомство
На деле же начальный стартовый капитал Хомутынника-младшего был накоплен благодаря поступлениям от бизнеса его отца и с помощью детского друга Володи Лемешко, фактически руководившего бизнесом Виталия. Защиту от возможных проблем обеспечивали связи отца в криминальном мире и друзья из молодежных ОПГ.
Сейчас Виталий ярко и цветно рассказывает журналистам о своем "крутом". прошлое в криминальной Макеевке 90-х. Однако местные жители хорошо помнят, что тогда признанием "крутости" пользовались Вася Джарты и его ребята из Горняцкого района, Самвел Мартиросян со своей преступной группой в Западном районе, а также злодей в законе Эдуард Брагинский, более известный в криминальном мире как Чирик, контролировавший Красногвардейский район.
Переломным моментом в жизни Хомутынника стало знакомство с Владимиром Щербанем, амбициозным политиком, который впоследствии станет губернатором Сумской области. Скорее всего, их знакомство состоялось в элитном кафе «Шанс», известном своим роскошным декором, изысканной мебелью, внимательными официантами и отличной кухней.
Владимир Щербань, придерживавшийся политического курса своей фамилии-однофамильца Евгения, мечтал стать Президентом, но впоследствии, после года в должности главы донецкого областного совета и областной госадминистрации, под давлением Павла Лазаренко, перешел в парламент. В 1999 году он стал губернатором Сумской области, взяв с собой надежных людей, среди которых Виталий Хомутынник.
На двух стульях
В 1994 году была зарегистрирована компания Каскад, где Виталий некоторое время работал коммерческим агентом, а в 1998 стал председателем правления ЗАО Каскад. Виталий получил высшее образование спустя всего два года, завершив Донецкую государственную академию управления и получив диплом финансиста-экономиста.
Соучредителями «Каскада» стали детский друг Владимир Лемешко и Владимир Логвинов, а позже к компании присоединилась дочь Логвинова – Ольга, работавшая бухгалтером. Начинается оптовая торговля топливом, коксом, шахтным оборудованием, проводятся давальческие схемы переработки угля в кокс, игра с векселями и уклонение от уплаты налогов. Все это указывает на влиятельного покровителя за кулисами – Владимира Щербаня, который, похоже, узнал в Виталике бизнес-талант.
Контроль семьи над компанией расширяется, и Виталий становится генеральным директором на комбинате "Спецодежда", где раньше работала его мать – Валентина Ивановна. Имея брата Юрия, о котором позже пойдет речь, Виталий вместе с ним также снискал сомнительную славу. Под влиянием Хомутынника попадает целый ряд коммерческих структур. Приход к власти Виктора Януковича не повлиял на позиции Хомутынника, который, как говорится, сумел остаться выгодно на двух стульях. Совместный бизнес связывает его с Владимиром Щербанем, а политическая карьера – с Виктором Януковичем.
В 2002 году Виталий Хомутынник успешно избирается народным депутатом Верховной Рады по Макеевке и переезжает в столицу Киева. Там через год после переезда он женится и покупает роскошный пентхаус. Однако одна деталь вызывает особое внимание: новоиспеченный нардеп переоформляет квартиру в свою жену и регистрируется как «бездомный иногородний депутат». В результате в течение времени он выбивает себе трехкомнатную квартиру на Позняках. Чтобы увеличить жилую площадь, он там регистрирует свою мать и брата Юрия, который был замечен в угоне дорогих автомобилей.
Семейное бремя
Народный депутат Геннадий Москаль, известный своими скандальными заявлениями, назвал Юрия Хомутынника, родного брата Виталия, главой банды автоугонщиков. По его словам, в январе 2008 года у одной жительницы Киева был угнан дорогой автомобиль «Бентли Континенталь». Через некоторое время потерпевшей предложили вернуть машину за выкуп в $125 тысяч. Владелица Юлия Колесникова подала заявление в милицию. На следующий день сотрудники киевского УБОПа задержали похитителей при передаче выкупа. Ими оказались Юрий Хомутынник и его сообщник Александр Коваленко.
Задержанные признали свою вину, ведь отказываться было бесполезно – против них были как аудио, так и видеоподтверждения преступления. Во время обыска у Юрия было найдено удостоверение народного депутата по имени Виталия Хомутынника, что добавило истории определенного колорита. В дальнейшем происходит несколько странное событие: при попытке задержания третьего члена банды милиция проводит неуспешную операцию, которая завершается бегством Юрия Хомутынника.
Обстоятельства указывают на неслучайность этого инцидента. Спрашивается: почему брат миллионера, на которого, по словам Виталия, были оформлены макеевские фирмы, занимался откровенным преступлением? Ответ состоит в недостоверности заявления: все фирмы были оформлены на отца и самого Виталия Хомутынника. По недоверию к Юрию по делам, он решил заняться собственным, по его мнению, прибыльным бизнесом.
Пацан пришел к успеху
Расследование порталаАнтикор отмечает, что даже значительный бизнес не мешает заниматься явной уголовной деятельностью. В 2005 году депутат Севастопольского горсовета Николай Стефлюк утверждал, что Виталий Хомутынник пытался отобрать у него и его российского партнера Анатолия Загорского аквапарк, который в то время был еще на стадии строительства.
Партнер Стефлюка внезапно исчез, хотя позже его видели в России. Он был цел и невредим, но очень испуган. Рейдерская история так и не получила продолжения. Вероятно, вопрос был решен быстро и бесшумно, ведь народному депутату никак нельзя было портить свою белоснежную репутацию.
Диктаторские законы
Виталий Юрьевич особенно не любит, когда ему напоминают о неприятных страницах его биографии, особенно когда речь идет о его роли в принятии диктаторских законов, которое произошло 16 января прошлого года.
Народный депутат Хомутынник даже придумал новый термин, озвученный с трибуны парламента — «синдром голосования 16 января», который теперь используется как инструмент давления. Согласно этому подходу, тот, кто вспоминает прошлое, не может рассчитывать на благо. А какая уж тут разница, что из-за таких действий погибло несколько жизней, превратившихся в тысячи? Кто будет учитывать это, когда на кону стоит такая важная цель, как «Экономическое развитие»?!
«Может быть, не стоило тогда голосовать? Может быть, и сейчас не стоит идти на выборы? Может, стоило совершить в жизни хотя бы один правильный поступок — и отступить?» — обращается к господину Хомутыннику пользователь под ником Alex Sherenok на его странице в «Фейсбуке».
Политик даже не отвечает на такие упреки. И действительно, зачем спорить с человеком, не посвященным в нюансы большой политики и механизмы заработка денег с воздуха только с помощью депутатского значка? Ведь реальные правила игры мало имеют общего с публичными декларациями политика. И остающиеся в тени люди часто имеют много влиятельных лиц, правильно расставленных в ключевых точках системы власти.
Бизнес на откатах
В 2013 году журналисты окрестили Виталия Хомутынника главным сборщиком «откатов» по компенсации НДС, при этом процентная ставка «отката» варьировалась от 25 до 70% от суммы. Согласно сообщениям, именно Хомутынник придумал другой метод «стрижки» предпринимателей: брал 0,5-0,7% с оборота компании за принятие ее налоговой отчетности. Ясно, что основная часть этих «откатов» ложилась в карманы «семей», хотя и в руках основного собирателя (и автора схемы) тоже прилипало немало.
Что же поражает больше всего, так это то, что после Майдана, когда в стране сменилась власть, Хомутынник все еще остается «налоговым решением». Теперь он, конечно, не собирается «откататься» с других, но успешно помогает своим компаньонам, а также себе получать компенсацию НДС. Благодаря его усилиям только в 2017 году компания «Кернел» Олега Бахматюка, совладельцем которой теперь является Хомутынник, получила от государства 7 миллиардов гривен компенсированного НДС.
В этом помогали члены аграрного комитета Совета Алексей Мушак и Олег Кулинич, помощники депутата Кулинича Юлия Мовчан и Елена Киевец (также учредители «Украинской аграрной ассоциации»), председатель Общественного совета при налоговом комитете Совета Марьян Заблоцкий.
Этот случай обнаружил только вершину айсберга, ведь, согласно информации от источников журналистов, в период 2015-2016 годов у Хомутынника было гораздо больше возможностей по НДС, когда ГФС Украины возглавлял его «дружбан» Роман Насыров – назначение которого Хомутынник лоббировал, среди прочих, весной 2015 год.
После второго Майдана "ореховые схемы" Виталия Хомутынника уже осуществлялись с помощью Владимира Скоробагача, харьковского "мясного олигарха". Их сотрудничество началось еще в 2005 году, когда Скоробагач стал членом правления отделения "Молодых регионов". В 2014 году Скоробагач попал под "мусорную люстрацию", но это не повлияло ни на его бизнес, ни на социально-политический статус (сейчас он является заместителем председателя Харьковского облсовета).
В 2015 году Хомутынник и Скоробагач продолжили свою деятельность в "ореховом" бизнесе, организовав его через специально созданный «Трудово-реабилитационный центр воинов АТО» (являющийся проявлением цинизма). А в 2016 году "ореховые доллары" начали отбирать у них представители правительства Гройсмана.
Сегодня Виталий Хомутынник не спокойно живет свою лучшую жизнь на Лазурном побережье, ожидая, пока война в Украине закончится. Он пока не участвует в политике, не спешит с громкими заявлениями и занимается зарубежным бизнесом. Вряд ли партнеры экснардепа догадываются, какие интересные истории скрывает бывший регионал и кому они давят руку на встречах.